Заключение

Подробный ответ на вопрос, чем же было басмачество на cамом деле, займет немало страниц. Автор пытался дать ответ на этот вопрос в своей монографии. В настоящей же публикации ограничимся лишь тем, что укажем, чем оно не было. Басмачество не было объединительным национальным или мусульманским движением, альтернативным колониализму и большевизму. Оно так и не стало массовым движением за свободу от правления иностранцев, аналогичным индийскому национализму, ставшему достойным ответом британскому колониализму. Все 1920-е гг. в регионе было два не связанных между собой центра сопротивления: туркестанское движение националистов-пантюркистов и религиозно-эмиристское повстанчество Бухары. Первое оказалось элитистским, замкнутым феноменом, неспособным вдохнуть свой реформаторский дух в народные массы. Второе же, лишенное надлежащего культурного руководства, превратилось в деструктивную силу, вставшую на пути иницированной извне модернизации общества.

В религиозно-эмиристском повстанчестве Восточной Бухары центральную роль занимал наш герой. Многие критики Ибрагимбека совершенно справедливо указывают на криминальный аспект басмачества. В самом деле, басмачество явилось одним проявлений религиозно-освободительной войны, приведшей к всплеску неконтролируемого насилия и потерям среди мирного населения. Были в его рядах и чисто уголовные, вернее уголовно-этнические отряды. Однако целью басмачества было отнюдь не насилие над населением. Равным образом, репрессии Советской власти были второстепенными по отношению к центральной задаче «строительства социализма».

Ибрагимбек был мало похож на лидера военно-политического движения. Он, как и другие «робингуды», в которых не было недостатка у различных народов и культур, явился, по выражению замечательного неомарксистского историка Эрика Хобсбаума, «социальным бандитом», 41 в котором воплотилось вековое стремление бедного, подавленного и обманутого аграрного населения к свободе, героизму и справедливости. Конечно, «социальный бандитизм» Ибрагимбека не был направлен против богачей, как в случае с его современником мексиканцем Панчо Вильей, или более старшим земляком таджиком Восеъ. Возвращал Ибрагимбек не имущество, а иллюзию восстановленного достоинства, чести и защиты. Подобно другим «социальным бандитам», Ибрагимбек был повстанцем в том смысле, что он, поднявшись на волне массовой мобилизации, бросил вызов рутинной крестьянской пассивности, покорности и бездействию. Он был не столько лидером, сколько симптомом народного недовольства. Басмачество, хоть и не ставило специально такой цели, оставило свой след в мировой истории, сдержав пламя «мировой революции» у берегов Аму-Дарьи и предгорий Гиндукуша. Однако реальный вклад басмачей в освобождение Средней Азии невелик. Басмачество лишь указывало на наличие таких ценностей как свобода и независимость, но оно не знало как их достичь.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Дело 123469. С.224.

2 АКПТ, ф. 1, оп. 1, д. 276, л.69.

3 Adamec W. Ludwig. Afghanistan’s Foreigh Affairs to the Mid-Twentieth Century. Relations with the USSR, Germany, and Britain. Tucson, Arisona: The University of Arisona Press,157.

4 Дело 123469. С.43.

5 См.: Агабеков Г. ГПУ Записки чекиста. С. 179-180.

6 Дело 123469. С.44.

7 Там же.

8 Дело 123469. С.50.

9 Дело 123469. С.61.

10 Здесь Баглани оговорился. Эмиром в это время был Надир, которого в 1933 г. сменил Захир Шах. Хашим Хан был премьер министром при Захире.

11 «У недостойного афганца нос кривой» (то есть не стоит им доверять).

12 Дело 123469. С.65.

13 Мелькумов был хорошо известен среди басмачей и эмигрантов как Якуб Тура.

14 Аптекарь П. «Cпециальные операции Красной Армии в Афганистане в 20-е годы» http://www.rkka.ru/ibibl1.htm

15 См.: Дни (Париж), 1929, 17 ноября, Комсомольская правда, 1991, 2 октября.

16 Дело 123469. С.72.

17 IOR:R/12/LIB/108

18 Дело 123469. С.347. Интересно, что Рахимов не значится в списке приговоренных. Видимо он допрашивался как свидетель.

19 IOR:R/12/LIB/108.

20 Дело 123469. С.26.

21 Дело 123469. С.28.

22 Там же.

23 Дело 123469. С.171-172.

24 Национальный архив Афганистана. Коллекция отдельных документов, No.435 (Из личного архива С. Шохуморова)

25 Дело 123469. С.197.

26 Дело 123469. С.202.

27 Дело 123469. С.172.

28 Там же.

29 Дело 123469. С.88.

30 Дело 123469. С.37.

31 IOR:R/12/LIВ/108.

32 Марват Ф. Дар мукобили коммунизми рус. С.130.

33 Дело 123469. С.79.

34 Дело 123469. С.91.

35 Дело 123469. С.91.

36 Дело 123469. С.177.

37 Дело 123469. С.164-165.

38 Дело 123469. С. 197.

39 Дело 123469. С.36.

40 «Sunday Times», December 7 1930.

41 See: Eric Hobsbawm Bandits. Weidenfeld & Nicolson, 2000.

Источник